Мотор-редуктор работает в условиях постоянных нагрузок, вибраций и нагрева, поэтому его детали постепенно изнашиваются и теряют расчетные характеристики. Если вовремя не выявить утечки масла, перегрев, износ подшипников или предохранителя, это приведет к повышенному трению, перегрузке электродвигателя, падению КПД и быстрому разрушению узлов.

Это указывает на перегрузку электрической цепи из-за заклинивания редуктора при износе зубьев или подшипников, короткого замыкания в обмотках электродвигателя, повреждения изоляции, а также при превышении допустимой нагрузки на вал. Если мотор редуктор работает с повышенным сопротивлением, двигатель начинает потреблять больше тока, чем рассчитано, что и приводит к срабатыванию защиты.
Чтобы устранить неисправность, сначала проверьте механическую часть аппарата: зубчатые колеса осмотрите на наличие сколов, задиров и перекосов, подшипники — на износ и люфт. Все поврежденные элементы замените.
Затем протестируйте электродвигатель: измерьте сопротивление обмоток и проверьте изоляцию мегомметром. При обнаружении межвиткового замыкания двигатель перемотайте или замените на новый.
Предохранители устанавливаются строго с номиналом, указанным в паспорте. После ремонта выполните пробный запуск с замером тока клещами: рабочий ток должен быть в пределах 0,9–1,0 от номинального.
Скрежет и свист в подшипниках мотор-редуктора появляются из-за износа тел качения и дорожек, появления коррозии, попадания абразивных частиц или работы без смазки. При таких условиях подшипник быстро перегревается, повышается люфт, вал начинает работать с биением, что ускоряет разрушение не только подшипника, но и посадочных мест вала и корпуса.
Необходимо заменить неисправные подшипники и правильно провести их установку:
Перегрев мотор-редуктора появляется из-за недостатка или неправильного выбора масла, чрезмерной нагрузки на механизм, несоосности валов, повышенного трения в подшипниках или слишком тугого зацепления зубьев. Если ограничиться только доливкой масла или временным снижением нагрузки, проблема повторится. Поэтому нужно выполнить следующие шаги:
Причина может быть в срезанном шпонковом соединении, поломке зубьев на шестернях или червячной паре, а также в провернувшейся муфте, которая не передает крутящий момент с вала двигателя на редуктор. В некоторых случаях причиной становится разрушение подшипников, из-за чего валы заклинивают и вращение не передается дальше.
Чтобы восстановить работу мотор-редуктора, работать нужно поэтапно:
Изношенный сальник теряет эластичность и пропускает масло по валу, прокладка со временем трескается и не удерживает герметичность корпуса. При забитом сапуне в редукторе создается избыточное давление, которое выдавливает масло наружу.
Сначала остановите редуктор и слейте масло ниже уровня течи. Сальники замените новыми, подбирая их точно по диаметру вала и посадочному месту корпуса. Прокладки замените на новые, при установке используйте маслостойкий герметик для уплотнения. Сапун разберите и прочистите керосином, если он деформирован или не пропускает воздух — замените. После сборки залейте масло до уровня, указанного на щупе или смотровом стекле, не превышая норму, так как избыток также вызывает протечки.