Червячный редуктор отвечает за передачу крутящего момента и снижение оборотов в промышленных механизмах и транспортных машинах. Перегрев корпуса, износ зубьев червяка и колеса, скрежет, вибрации, утечки масла или разрушение подшипников снижают его точность работы. Если не устранить эти проблемы, аппарат быстро выходит из строя: появляются трещины на корпусе, зубья изнашиваются, подшипники заклинивают, масло вытекает, а оборудование перестает работать корректно.

Эта проблема появляется при превышении допустимой температуры работы узла. В норме корпус не должен нагреваться выше 80–90 °C, а при показателях свыше 95 °C происходит ускоренный износ деталей. Основные причины перегрева:
Устранить перегрев можно следующим образом:
Вытекание масла из червячного редуктора связано с нарушением герметичности корпуса. Чаще всего это происходит из-за износа или повреждения манжетных уплотнений на валах, ослабления болтов крышек и фланцев, микротрещин в корпусе или прокладках, а также при превышении допустимого уровня масла, когда излишки выдавливаются через вентиляционные отверстия. Дополнительный фактор — перегрев редуктора, при котором вязкость масла снижается, и оно протекает через изношенные уплотнения.
Чтобы устранить утечку, сначала определите место выхода масла — это видно по масляным следам на корпусе или вала. Если течь идет из-под манжет, поменяйте их на новые, подобрав диаметр и материал, стойкий к рабочей температуре и типу масла (например, маслостойкая резина NBR или термостойкий FKM).
При утечке через стыки корпуса снимите крышку, полностью очистите посадочную поверхность, установите новую прокладку и равномерно затяните болты с моментом, указанным в технической документации. Если уровень масла превышает контрольное отверстие, излишки слейте до нормы.
После этого проверьте сапун: он должен быть чистым и свободно пропускать воздух. Забитый сапун вызывает рост давления внутри корпуса и провоцирует повторные протечки, поэтому очистите его или установите новый.
Жужжание или скрежет в червячном редукторе появляется из-за износа или сколов зубьев червячной пары, разрушенных подшипников, недостатка или загустения масла, неправильного зацепления колес. При износе деталей появляется люфт и биение, из-за чего редуктор начинает гудеть и перегреваться. Кроме этого, неправильная регулировка зацепления усиливает шум: слишком плотное вызывает гул, а чрезмерный зазор — скрежет.
Как можно исправить жужжание и скрежет:
Неисправность чаще всего вызвана разрушением подшипников: ролики или шарики изнашиваются, появляются задиры на дорожках качения, из-за чего вал начинает вращаться с осевым или радиальным биением. Другая частая причина — несоосность валов редуктора и приводного двигателя. Также вибрацию вызывает износ зубьев червячного колеса или червяка: при выкрашивании или сколах зубьев зацепление становится неравномерным.
Причина неисправности также может быть в неправильном креплении редуктора. Если корпус оборудования закреплен на неровном основании или болты затянуты неравномерно, появляется перекос и постоянная вибрация.
Сначала редуктор разберите и проверьте подшипники — при люфте, сколах, трещинах или износе замените на новые с идентичными размерами и классом точности. Если зубья червячной пары повреждены или сильно изношены, червяк и колесо замените комплектом, так как их рабочие поверхности притираются друг к другу и раздельная замена приведет к ускоренному выходу из строя.
При выявлении несоосности валов редуктор и двигатель отцентруйте с помощью индикатора часового типа, добиваясь минимального биения (не более 0,05 мм). После этого редуктор закрепите на жесткой поверхности и затяните болты крепления крест-накрест, при необходимости используйте подкладки.