Мотор-редуктор – это устройство, которое сочетает электродвигатель и редуктор. Используется для контроля скорости и крутящего момента, что позволяет согласовать работу электродвигателя и механизма, для функционирования которого он применяется.
Широкое распространение мотор-редукторов объясняется тем, что для работы большинства моделей техники требуется большой крутящий момент при относительно небольшой скорости, в то время как электродвигатели обеспечивают малый момент при высокой скорости. Для достижения требуемых параметров может использоваться связка двигателя и редуктора как отдельных механизмов. Тем не менее моноблочная система имеет ряд преимуществ: упрощенная конструкция, отсутствие дополнительных соединительных элементов для передачи вращения, компактность, небольшой вес, снижение стоимости системы.
Основная классификация выполняется на основе их конструкции, а также способа механического зацепления. Существуют следующие виды мотор-редукторов:
Каждая конструкция имеет особенности работы, сферу применения, преимущества и недостатки. Рассмотрим их подробнее:
Последний пункт можно отнести как к достоинствам, так и к недостаткам: обратимость и отсутствие самостоятельного торможения становится причиной того, что выходной вал может быть повернут в результате воздействия извне. Кроме того, передаточное число на одной ступени подобной конструкции достаточно небольшое (1:1-1:6.3), а добавление дополнительных ступеней приводит к увеличению габаритов. Механизм издает высокий уровень шума при работе. Наконец, его нельзя установить в произвольном положении, что ограничивает его использование.
Конические мотор-редукторы имеют следующие преимущества:
Конические мотор-редукторы имеют сложную конструкцию, что приводит к высокой цене ее изготовления. Кроме того, минусом конических мотор-редукторов является уязвимость выходного вала к радиальным и осевым нагрузкам.
Для получения большего диапазона передаточных отношений коническая передача может комбинироваться с цилиндрической. Смешанные устройства этого типа, как правило, включают одну коническую и одну или две цилиндрических передачи.
Последний пункт может быть как преимуществом, так и недостатком: торможение предполагает отсутствие обратимости, невозможность провернуть выходной вал, приложив к нему усилие. Кроме того, червячная передача имеет низкий КПД по сравнению с цилиндрической. Из-за потери энергии происходит нагревание элементов конструкции, в результате чего для нормальной работы требуется система охлаждения (ребра охлаждения, вентиляторные крыльчатки).
Червячный мотор-редуктор изнашивается относительно быстро из-за трения червячной пары. По мере износа увеличивается люфт выходного вала. Еще один недостаток — ограниченная мощность (до 60 кВт), а также уязвимость к работе в условиях изменения нагрузки или частых остановок: монотонный режим работы является предпочтительным. Устройства используются в конвейерах, транспортерах, подъемниках, насосах, бетономешалках.
К преимуществам системы относятся:
Механизм имеет сложную конструкцию, из-за чего требуется повышенная точность при сборке, монтаже, эксплуатации. По этой же причине планетарные мотор-редукторы дороже других видов.
Такая конструкция может использоваться почти в любых механизмах. Применяется для работы промышленных роботов, буровых машин, лебедок и другой техники.
Работа мотор-редуктора определяется следующими характеристиками:
Также в документации указывается исполнение мотор-редуктора, которое обозначает особенности конструкции: расположение валов, количество ступеней, исполнение корпуса, способы крепления, монтажные позиции. Климатическое исполнение определяет допустимый диапазон температур, давления; устойчивость к влажности, осадкам. Также существуют взрывозащищенные исполнения для работы в потенциально опасных условиях.