Задвижки и шаровые краны относятся к часто применяемым видам запорной арматуры и устанавливаются на трубопроводы разного назначения. Устройства предназначены для работы с горячей и холодной водой, нефтью, бензином, соляркой, газами, химическими реактивами, паром, а также вязкими средами.

Задвижка – вид трубопроводной арматуры, предназначенный для перекрытия потока рабочих сред: жидкостей, газов. Устройство состоит из чугунного, стального или латунного корпуса, затвора, шпинделя. Задвижка устанавливается на трубопровод через фланцы с отверстиями или вваривается в магистраль. Открытие и закрытие затвора выполняется вращением маховика вручную либо дистанционно – с помощью гидравлического или электрического привода
Преимущества задвижек:
Недостатками устройств считаются: большие габариты корпуса, медленное открытие и закрытие затвора. Приварные задвижки сложно заменять, так как необходимо сначала вырезать изношенную деталь, затем вварить новую.
Гидрозадвижки классифицируются по типу затвора, конструкции, материалу корпуса. По типу заслонки устройства бывают:
По конструкции шпинделя гидрозадвижки изготавливают с выдвижным или невыдвижным шпинделем. В первом случае резьба шпинделя находится снаружи корпуса, ход затвора виден. В моделях с невыдвижным шпинделем резьба погружена в среду, ход затвора скрыт.
Специальные задвижки разработаны для эксплуатации в нестандартных условиях. Детали с обогревом корпуса предназначены для работы в криогенных или вязких средах. Устройства с обратным клапаном предотвращают движение жидкостей или газов в обратном направлении.
Применение гидрозадвижек:

Кран шаровой – вид запорной арматуры, состоящий из литого корпуса, сферообразного элемента с отверстием, штока, уплотнительных элементов из фторопласта или его аналогов. На штоке крепится рычаг, ручка-барашек или муфта для подключения электропривода.
Для работы в агрессивных средах корпус детали изготавливают из нержавейки. Для водопроводов и паропроводов используют латунные или стальные краны.
Принцип работы гидрокранов основан на развороте отверстия сферообразного элемента. При вращении барашка отверстие вместе с вращением шара смещается так, что жидкость или газ в магистрали свободно проходит через него.
Преимущества шаровых кранов:
Корпуса шаровых кранов бывают разборными, состоят из отдельных элементов, с возможностью замены вышедших из строя деталей. Цельнолитые модели меняют в сборе.
Запорную арматуру подбирают, учитывая характеристики трубопровода, тип рабочей среды, условия эксплуатации детали, требования техники безопасности промышленной компании. Если не важна скорость открытия и закрытия магистрали и размеры корпуса, то выбирают гидрозадвижки. На трубопроводы малых диаметров устанавливают шаровые краны.
