Отличия чугунных и стальных задвижек

При выборе шиберной ножевой задвижки ключевое значение имеет материал корпуса — чугун или сталь. От этого напрямую зависят рабочее давление, температурный диапазон, стойкость к коррозии и срок службы арматуры. Ошибочный выбор приводит к аварийной остановке линии, разгерметизации трубопровода, затоплению объекта или загрязнению среды.

Особенности стальной задвижки

Это тип запорно-регулирующей арматуры, который используется для перекрытия потока в трубопроводах с абразивными, вязкими или волокнистыми средами (пульпа, шлам, сточные воды, зольная масса, химические суспензии).

Корпус задвижки изготавливается из углеродистой (например, 20, 09Г2С) или нержавеющей стали (AISI 304, 316), методом литья или сварки. Внутри корпуса перемещается плоский стальной шибер толщиной 5–15 мм с заточенной нижней кромкой под углом 20–30°, способной прорезать поток с включениями (песок, волокна, ржавчина, глина).

Шибер опускается строго вертикально и входит в посадочное уплотнительное седло. В закрытом положении полностью перекрывает проход, обеспечивая герметичность по классу A (EN 12266-1). В открытом положении полностью выходит из сечения, не создавая сопротивления потоку.

Преимущества стальной задвижки:

  • устойчивость к потоку с твердыми включениями. Шибер не деформируется и не заклинивает при наличии взвесей;
  • работа в тяжелых условиях при частых циклах. Не требует технического обслуживания в течение 100 000 срабатываний, подходит для автоматизированных цикличных процессов;
  • сменные уплотнительные седла. Разборный корпус (верхняя крышка) позволяет заменить уплотнение через верх — можно обслуживать без демонтажа с трубопровода.

Особенности чугунной задвижки

Это тип запорной арматуры, который используется на трубопроводах с низким и средним давлением, где перекачиваются технические жидкости, содержащие механические включения (песок, ил, мусор, волокна, шлам, канализационные стоки, остатки продукции). Корпус задвижки изготавливается из литого чугуна — серого (GG25) или высокопрочного сфероидального (GJS-400-15 / GGG40).

Шибер выполняется из нержавеющей стали AISI 304. Нижняя кромка детали имеет прямой или скошенный угол, позволяющий ему прорезать загрязненную среду и входить в уплотнительное седло. Уплотнение бывает эластомерным (EPDM, NBR, FKM) или из PTFE.

Управление осуществляется вручную (маховик через резьбовой шпиндель) или через привод — пневматический, электрический или гидравлический. В межфланцевом исполнении корпус устанавливается между двумя фланцами и стягивается шпильками.

К преимуществам чугунной задвижки относятся:

  • рабочее давление до 10 бар. Типовые исполнения рассчитаны на PN6–PN10, что соответствует большинству муниципальных трубопроводов, ливневок и сбросов;
  • работа с загрязненными средами. Устойчивость к песку, волокнам, жирам, мусору. Шибер прорезает поток с твердыми частицами без заклинивания и накопления массы в корпусе. Подходит для иловых, навозных и канализационных смесей;
  • масса в 1,5–2 раза ниже, чем у стальной арматуры такого же DN и PN. Например, задвижка шиберная ножевая из чугуна DN200 весит около 25 кг. Аналогичная стальная — 40–50 кг. Это упрощает монтаж, особенно на высоте или без подъемных механизмов;
  • допускается монтаж в любом положении — вертикально, горизонтально, под углом. Может устанавливаться на стенках резервуаров, в приямках, на сбросных коллекторах.

Чем отличается чугунная задвижка от стальной

Чугунная запорная арматура рассчитана на рабочее давление до 10 бар и температуру среды не выше +120 °C при использовании резиновых уплотнений. Такая задвижка применяется в системах с невысокими требованиями к механической и химической стойкости: в канализации, очистных сооружениях, техническом водоснабжении, на сельскохозяйственных сбросах. Даже если шибер изготовлен из нержавеющей стали, сам корпус из чугуна остается уязвим к агрессивным стокам, особенно содержащим кислоты, соли, нефть, продукты разложения. В таких условиях чугун окисляется, и корпус выходит из строя.

Стальная шиберная задвижка наоборот выдерживает давление до 16 бар (PN16) в стандартных сериях, а в отдельных исполнениях — выше. При использовании металлического уплотнения она работает при температуре до +450 °C. Такие задвижки устанавливаются в системах с абразивами (песок, зола, руда), с высокой температурой (горячие растворы, пар, зола с водой), с агрессивной химией (кислоты, щелочи, соли, нефтехимия), где чугунная арматура просто не выдержит режим.

Механическая прочность корпуса у стальных задвижек выше. Чугун хрупкий — при ударных нагрузках (гидроудар, резкое закрытие задвижки, вибрации трубопровода) он может треснуть. Особенно это критично на DN > 200, при монтаже на подвижных или слабо закрепленных линиях. Стальные задвижки переносят такие нагрузки без разрушения корпуса или фланцев. Их можно монтировать на шламовые насосы, шнековые питатели, вибрирующие участки технологических линий.

 

Оставить заявку
Заказать звонок
Мы перезвоним, ответим на вопросы,
поможем с выбором деталей